Казачка и мать, и хозяйка, и хранительница очага, а если надо, то и воительница. Именно за последнее и получила казачка свой праздник, который отмечается в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. И празднику этому почти 250 лет.
А что вы знаете об этом? Какие традиции живут в вашей местности? Как вы чествуете своих мам-казачек?
Марафон «День матери — казачки»
с 1 по 30 ноября 2022 г.
Порядок работы
Прежде чем приступать к выполнению проектных заданий внимательно изучите рекомендации!
Оценивание будет осуществляться с их учетом.
1 этап. Подготовительный
- Наставники команд регистрируются в Google — аккаунте или заходят в имеющийся.
- На сайте марафона заполняется регистрационная анкета.
- Команды выставляют метку на Google Карте участников Большого этнокультурного марафона.
- На метке указывается название команды и ОО, ФИО наставников, адрес, добавляется фото команды.
- Короткая ссылка на метку выставляется в Таблицу продвижения в столбец «Google Карта» в ячейку команды.
- Команды создают Google Презентацию или создают копию по шаблону и открывают доступ для просмотра.
- Оформляется титульный слайд презентации команды: на первом слайде фиксируется название ОО, название команды, населенный пункт, район, возрастное звено участников, баннер марафона.
Инструкции:
- На втором слайде презентации команды создают свою визитную карточку и рассказывают о мотивах участия в марафоне.
- В визитке должны быть представлены: название и эмблема ОО, название и эмблема команды, баннер марафона, характеристика команды (какие мы), девиз, коллективное фото или фотоколлаж команды, пожелания соперникам.
- Видео (до 1 мин.) с приветствием участникам марафона загружается на YouTube и выставляется на слайд визитки команды.
Не забываем указывать информацию об авторском праве и продумываем единое тематическое оформление всей презентации в соответствии с праздником «Троица».
Короткая ссылка на первый слайд презентации выставляется в Таблицу продвижения в ячейку «Визитка».
№ | Критерии |
1 | Наличие метки на Google Карте участников проекта |
2 | Прописано название команды (в названии метки) и наставники |
3 | Прописаны название организации и адрес (населенный пункт, район) |
4 | Имеется фото команды |
№ | Критерий | Балл |
1 | Представлены наименование образовательного учреждения, адрес (пункт, район), возрастное звено | 0,5 |
2 | Представлено название и эмблема команды, ФИО наставника | 0,5 |
3 | Наличие фото/коллаж команды | 0,5 |
4 | Представлена эмблема ОО, логотип проекта | 0,5 |
5 | Представлены девиз и характеристика команды, пожелания соперникам | 0,5 |
6 | Наличие казачьих костюмов или атрибутики у участников команды | 0,5 |
7 | Наличие видео с участием команды (до 1 мин) | 1 |
8 | Соблюдены методические рекомендации по казачьему компоненту | 1 |
9 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок | 0,5 |
10 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона | 0,5 |
11 | Наличие информации о соблюдении авторских прав | 0,5 |
12 | Креативность | 0,5 |
Максимальная сумма баллов | 7 |
2 этап. Основной этап
1 блок. “Празднично — обрядовая культура”
Участники марафона проводят исследование о празднике, посвященном матери — казачке, его обрядах и традициях празднования у донских казаков.
Команда создает 1-2 слайда в Google Презентации команды с результатами исследования.
Важно: слайды не должны быть перегружены. Информация (тексты, фото, видео) доступна для обучающихся возрастного звена команды. Участие команды (фото, видео) обязательно.
Короткая ссылка на слайд презентации с информационным постером выставляется в Таблицу продвижения в ячейку «Информационный постер».
Команда представляет медиа — обзор музейного экспоната, который имеет отношение к матери — казачке или приналежал ей, рассказывают его историю и делятся интересными событиями, происходящими вокруг него.
Описание музейного экспоната, фото, видео (с участием команды) выставляется на слайде презентации команды.
Короткая ссылка на слайд презентации выставляется в Таблицу продвижения в ячейку «Музейный экспонат».
№ | Критерий |
1 | Представлены исследовательские материалы именно о традициях празднования Дня матери — казачки. |
2 | Информация (тексты, фото, видео) доступна для обучающихся возрастного звена команды |
3 | Слайды с исследованием НЕ перегружены текстовой информацией |
4 | Наличие фото, видео по теме исследования с участием команды |
5 | Представленные материалы имеют отношение и к донскому казачеству, и к празднику |
6 | Наличие казачьих костюмов или атрибутики у участников команды |
7 | Соблюдены методические рекомендации по казачьему компоненту |
8 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок |
9 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
10 | Креативность |
№ | Критерий |
1 | Представлен экспонат имеющий отношение к празднику |
2 | Информация (тексты, фото, видео) доступна для обучающихся возрастного звена команды |
3 | Слайд НЕ перегружен текстовой информацией |
4 | Наличие фото, видео с участием команды |
5 | Представленные материалы имеют отношение и к донскому казачеству, и к празднику |
6 | Наличие казачьих костюмов или атрибутики у участников команды |
7 | Соблюдены методические рекомендации по казачьему компоненту |
8 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок |
9 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
10 | Креативность |
2 блок. “Устное народное творчество”
Казачья колыбельная…
Команда представляет “живые” иллюстрации казачьего фольклора, а именно, казачьи колыбельные.
За основу номера команда берет строку из колыбельной и иллюстрирует её.
“Живые” иллюстрации — показ участниками команды и передача смысла или замысла той или иной словесной фольклорной формы (например, “живая” иллюстрация казачьей пословицы… и т.п.)
Фотоотчет с участием обучающихся выставляется на слайде презентации команды.
Короткая ссылка на слайд «Казачий фольклор» выставляется в Таблицу продвижения в ячейку «Живые иллюстрации»
№ | Критерий |
1 | Представлены различные формы фольклора донских казаков, посвященные Дню матери — казачки. |
2 | Информация (тексты, фото, видео) доступна для обучающихся возрастного звена команды |
3 | Слайд НЕ перегружен текстовой информацией |
4 | Наличие фото, видео с участием команды |
5 | Представленные материалы имеют отношение и к донскому казачеству, и к празднику |
6 | Наличие казачьих костюмов или атрибутики у участников команды |
7 | Соблюдены методические рекомендации по казачьему компоненту |
8 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок |
9 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
10 | Креативность |
3 блок. “Исполнительские искусства”
Команда представляет видеозарисовки, театрализацию или творческий номер с участием обучающихся, посвященный матери — казачке.
Составляющие творческого исполнительского номера:
“Слово” — фольклор, стихотворение, проза и др. литературные произведения о казаках, казачьих традициях проведения праздника, обряда и т.п.
“Казачья песня” — Команда “играет” (исполняет) песню, которая бы ярко характеризовала праздничную атмосферу праздника.
Например: Святки — обрядовая, Масленица — строевая, походная казачья, Пасха -лирическая, Троица — хороводная, Покрова — плясовая, День матери казачки — семейно — бытовая.
“Казачий Танец” — команда представляет танец, наполненный “казачьим” задором и настроением праздника.
Т.е. команда представляет ОДНО видео с ОДНИМ творческим номером.
Видео публикуется на канале YouTube (при загрузке обязательно выбрать “Доступ по ссылке”) и выставляется в на слайде через меню “Вставка” — “Видео” — “Вставить URL” — ссылка — ”выбрать”.
Короткая ссылка на слайд творческого марафона «Праздник к нам приходит» выставляется в Таблицу продвижения в соответствующую ячейку.
№ | Критерий |
1 | Представлен творческий номер, посвященный празднику и его традициям. |
2 | Информация (тексты, фото, видео) доступна для обучающихся возрастного звена команды |
3 | Слайд НЕ перегружен текстовой информацией |
4 | Наличие видео творческого номера с участием команды |
5 | Представленные материалы имеют отношение и к донскому казачеству, и к празднику |
6 | Наличие казачьих костюмов или атрибутики у участников команды |
7 | Соблюдены методические рекомендации по казачьему компоненту |
8 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок |
9 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
10 | Креативность |
4 блок. “Игровая культура”
“Игротека казачьих игр и забав”:
Девичьи забавы.
Команда представляет описание и видео (с участием команды) одной девичьей забавы, которая отражала основу воспитания девочки в казачьей семье — будущей матери — казачки.
Видео загружается на YouTube (при загрузке обязательно выбрать “Доступ по ссылке”) и выставляется на слайде.
Короткая ссылка на слайд с казачьей игрой выставляется в Таблицу продвижения в ячейку «Игротека».
Наставники команды создают онлайн тест на сервисе Google Forms, который состоит из 5 — 6 вопросов о Дне матери — казачки.
Вопросы и их сложность должны быть ориентированы на обучающихся той возрастной группы, с которой вы работаете.
Вопросы теста необходимо иллюстрировать изображениями (можно и видео).
В форме обязательно должна быть активирована система зачисления баллов за правильные ответы.
Инструкции
Как создать тест в Google Forms”
Короткая ссылка на слайд выставляется в Таблицу продвижения в ячейку «Лаборатория игр».
Инструкция по созданию ребусов есть на сайте сервиса kvestodel.ru. При создании ребусов выбирайте минимальный уровень сложности.
“Как создать QR код”
Мастер — класс “Мастерим, играя”:
Команда представляет мастер — класс “Вместе с мамой” по изготовлению народных игрушек, предметов казачьих промыслов и ремесел, декоративно — прикладного искусства донского казачества, которые являются символом материнства или связаны с праздником.
В МК обязательно должна присутствовать мама (одна или несколько — на выбор команды).
1 слайд — титульный (тема МК, название и эмблема команды, ОО, населенный пункт, баннер проекта), цель, задачи, проблема, пути решения.
2 слайд — МК (последовательное выполнение работы с кратким описанием)
3 слайд — итоговый продукт МК, выводы, результаты.
Важно: не забываем про технику безопасности во время творческой работы, соблюдение авторских прав.
Участие команды (фото, видео) обязательно.
Короткая ссылка на слайд выставляется в Таблицу продвижения в ячейку «Мастер — класс».
Онлайн открытка “Родной друг — матушка”
Участники команды создают интерактивную открытку на сервисе Google Рисунок, в которой отражается значимая роль матери — казачки.
Открытка должна быть насыщена казачьим колоритом.
Команда записывает видео поздравление с Днем матери — казачки, загружает его на YouTube и короткую ссылку выставляет на открытке.
При создании открытки можно использовать клипарты, гиф изображения для создания яркого праздничного макета.
Google Рисунок открытки сохраняется на ПК в формате изображения.
На слайде презентации команда выставляет:
— сохраненную в формате изображения открытку, на которую ставится ссылка на Google Рисунок.
— видео поздравление в формате просмотра с YouTube.
Короткая ссылка на слайд выставляется в Таблицу продвижения в ячейку «Акция».
№ | Критерий |
1 | Представлена казачья игра или забава, посвященная празднику. |
2 | Информация доступна для обучающихся возрастного звена команды |
3 | Слайд НЕ перегружен текстовой информацией |
4 | Наличие видео исполнения игры с участием команды |
5 | Представленная игра имеет отношение и к донскому казачеству, и к празднику |
6 | Наличие казачьих костюмов или атрибутики у участников команды |
7 | Соблюдены методические рекомендации по казачьему компоненту |
8 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок в описании игры |
9 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
10 | Креативность |
№ | Критерий |
1 | Представлен онлайн тест, созданный в Google Forms по заданным критериям |
2 | Информация, представленная в заданиях, доступна для обучающихся возрастного звена команды |
3 | Содержание заданий имеет отношение и к донскому казачеству, и к празднику |
4 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок в описании игры |
5 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
6 | Креативность |
№ | Критерий |
1 | Представлена титульный слайд (тема МК, название и эмблема команды, ОО, населенный пункт, баннер проекта), цель, задачи, проблема, пути решения |
2 | Представлен 2 слайд МК (последовательное выполнение работы с кратким описанием) |
3 | Представлен 3 слайд — итоговый продукт МК, выводы, результаты. |
4 | Информация доступна для обучающихся возрастного звена команды |
5 | Слайды НЕ перегружены текстовой информацией |
6 | Наличие фото, видео с участием команды |
7 | Творческая работа имеет отношение и к донскому казачеству, и к празднику |
8 | Наличие казачьих костюмов или атрибутики у участников команды |
9 | Соблюдены методические рекомендации по казачьему компоненту |
10 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок в описании |
11 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
12 | Имеется информация о соблюдении авторских прав |
13 | Креативность |
№ | Критерий |
1 | Представлен фотоотчет о проведении акции с участием команды |
2 | Представлена краткая информация об акции (что, где, зачем/почему) |
3 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок в описании игры |
4 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
5 | Креативность |
5 блок. “Связь с другими культурами Дона”
Колыбельные народов Дона
Команда создает фото, видеозарисовки с участием обучающихся о колыбельных песнях народов Дона или представляют галерею творческих работ (рисунки, поделки, тематические выставки), отражающих суть содержания колыбельной другого народа.
Можно провести сравнительный анализ двух колыбельных (казачьей и другого народа).
Фото — видео отчет с участием команды публикуется на одном слайде презентации.
Короткая ссылка на слайд медиа — гида «В дружбе народов сила страны» выставляется в Таблицу продвижения в ячейку «Медиа — гид».
№ | Критерий |
1 | Представлены исследовательские и творческие материалы о колыбельных народов Дона. |
2 | Информация (тексты, фото, видео) доступна для обучающихся возрастного звена команды |
3 | Слайд НЕ перегружен текстовой информацией |
4 | Наличие фото, видео с участием команды |
5 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок |
6 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
7 | Креативность |
3 этап. Рефлексия
Команды составляют синквейны о Дне матери — казачки и о марафоне
Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:
1 строчка — одно существительное;
2 строчка — два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
3 строчка — три глагола, обозначающие действие существительного;
4 строчка — фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
5 строчка — одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.
Можно сказать, что синквейн — это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
Т. е. в первой строке первого синквейна команды должна быть фраза «День матери — казачки», во втором — «МАРАФОН» и далее по схеме.
Ссылки на слайд с синквейнами выставляются в Таблице продвижения в ячейку «Синквейны».
Наставники команд заполняют итоговую анкету (ссылка будет доступна в конце марафона в Таблице продвижения).
Наставники команд пишут отзыв о марафоне на доске «Марафон «Троица» (ссылка будет доступна в конце марафона в Таблице продвижения).
№ | Критерии |
1 | Представлен первый синквейн о празднике (первая строка — День матери — казачки) |
2 | Выдержаны все структурные компоненты синквейна |
3 | Представлен второй синквейн о марафоне (первое слово — МАРАФОН) |
4 | Эстетичность оформления, соответствие заявленной теме |
5 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок |
6 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
7 | Креативность, оригинальность |
8 | Заполнена итоговая анкета по марафону |
9 | Отзыв о марафоне выставлен на коллективной онлайн доске |