Весь август мы празднуем Спасы. Каждый Спас дары нам припас. Спасибо за них природе и Богу! Спас - спасение от голода и бед в преддверии долгой зимы. Пробуем первый медок, заедаем яблочком, а тут и орешки с хлебушком подоспели. Выпекается первый каравай нового урожая. Яблочный Спас - раздел между летом и осенью.
В каждой казачьей станице живут свои традиции этих праздников. А что у вас?
Марафон «Спасы на Дону»
с 1 по 30 августа 2022 г.
Порядок работы
Прежде чем приступать к выполнению проектных заданий внимательно изучите рекомендации!
Оценивание будет осуществляться с их учетом.
1 этап. Подготовительный
- Наставники команд регистрируются в Google — аккаунте или заходят в имеющийся.
- На сайте марафона заполняется регистрационная анкета.
- Команды выставляют метку на Google Карте участников Большого этнокультурного марафона.
- На метке указывается название команды и ОО, ФИО наставников, адрес, добавляется фото команды.
- Короткая ссылка на метку выставляется в Таблицу продвижения в столбец «Google Карта» в ячейку команды.
- Команды создают Google Презентацию или создают копию по шаблону и открывают доступ для просмотра.
- Оформляется титульный слайд презентации команды: на первом слайде фиксируется название ОО, название команды, населенный пункт, район, возрастное звено участников, баннер марафона.
Инструкции:
- На втором слайде презентации команды создают свою визитную карточку и рассказывают о мотивах участия в марафоне.
- В визитке должны быть представлены: название и эмблема ОО, название и эмблема команды, баннер марафона, характеристика команды (какие мы), девиз, коллективное фото или фотоколлаж команды, пожелания соперникам.
- Видео (до 1 мин.) с приветствием участникам марафона загружается на YouTube и выставляется на слайд визитки команды.
Не забываем указывать информацию об авторском праве и продумываем единое тематическое оформление всей презентации в соответствии с праздником «Спасы».
Короткая ссылка на первый слайд презентации выставляется в Таблицу продвижения в ячейку «Визитка».
№ | Критерии |
1 | Наличие метки на Google Карте участников проекта |
2 | Прописано название команды (в названии метки) и наставники |
3 | Прописаны название организации и адрес (населенный пункт, район) |
4 | Имеется фото команды |
№ | Критерий | Балл |
1 | Представлены наименование образовательного учреждения, адрес (пункт, район), возрастное звено | 0,5 |
2 | Представлено название и эмблема команды, ФИО наставника | 0,5 |
3 | Наличие фото/коллаж команды | 0,5 |
4 | Представлена эмблема ОО, логотип проекта | 0,5 |
5 | Представлены девиз и характеристика команды, пожелания соперникам | 0,5 |
6 | Наличие казачьих костюмов или атрибутики у участников команды | 0,5 |
7 | Наличие видео с участием команды (до 1 мин) | 1 |
8 | Соблюдены методические рекомендации по казачьему компоненту | 1 |
9 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок | 0,5 |
10 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона | 0,5 |
11 | Наличие информации о соблюдении авторских прав | 0,5 |
12 | Креативность | 0,5 |
Максимальная сумма баллов | 7 |
2 этап. Основной этап
1 блок. “Празднично — обрядовая культура”
Участники марафона проводят исследование о Спасах (один или несколько праздников на выбор), их обрядах и традициях празднования донскими казаками.
Команда создает 1-2 слайда в Google Презентации команды с результатами исследования.
Важно: слайды не должны быть перегружены текстом. Информация (тексты, фото, видео) доступна для обучающихся возрастного звена команды. Участие команды (фото, видео) обязательно.
Короткая ссылка на слайд презентации с информационным постером выставляется в Таблицу продвижения в ячейку «Информационный постер».
Команда представляет медиа — обзор бытового музейного экспоната, принадлежащего донским казакам и предназначенного для хранения, переработки, подачи на стол фруктов, овощей, мёда, хлеба (т.е. продуктов, относящихся к традициям празднования Спаса).
Описание экспоната (текст, фото, видео) не должно содержать название самого предмета. Это должен быть предмет — загадка.
Название экспоната команда кодирует в ребусе на сервисе kvestodel.ru (ребусы) и выставляяет на слайд вместе с QR кодом ответа (см. инструкции на 12 слайде).
На слайде должно быть представлено:
описание экспоната (текст, фото, видео с участием команды) — ребус с названием предмета — QR код с ответом.
Короткая ссылка на слайд презентации выставляется в Таблицу продвижения в ячейку «Музейный экспонат».
№ | Критерий |
1 | Представлены исследовательские материалы именно о традициях празднования Спасов донскими казаками |
2 | Информация (тексты, фото, видео) доступна для обучающихся возрастного звена команды |
3 | Слайды с исследованием НЕ перегружены текстовой информацией |
4 | Наличие фото, видео по теме исследования с участием команды |
5 | Представленные материалы имеют отношение и к донскому казачеству, и к празднику. |
6 | Наличие казачьих костюмов или атрибутики у участников команды |
7 | Соблюдены методические рекомендации по казачьему компоненту |
8 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок |
9 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
10 | Креативность |
№ | Критерий |
1 | Представлен экспонат имеющий отношение к традициям празднования Спасов донскими казаками |
2 | Информация (тексты, фото, видео) доступна для обучающихся возрастного звена команды |
3 | Слайд НЕ перегружен текстовой информацией |
4 | Наличие фото, видео с участием команды |
5 | Представленные материалы имеют отношение и к донскому казачеству, и к празднику. |
6 | Наличие казачьих костюмов или атрибутики у участников команды |
7 | Соблюдены методические рекомендации по казачьему компоненту |
8 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок |
9 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
10 | Креативность |
2 блок. “Устное народное творчество”
Команда представляет народные приметы, связанные со Спасами, которые бытовали у донских казаков.
Приметы иллюстрируются участниками и на слайде прописывается краткое их описание.
“Живые” иллюстрации — показ участниками команды и передача смысла или замысла той или иной словесной фольклорной формы (например, “живая” иллюстрация казачьего слова… и т.п.)
Фото, видео отчет с участием обучающихся выставляется на слайдах презентации команды.
Короткая ссылка на слайд «Казачий фольклор» выставляется в Таблицу продвижения в ячейку «Живые иллюстрации»
№ | Критерий |
1 | Представлены различные формы фольклора донских казаков, посвященные празднику или традициям празднования. |
2 | Информация (тексты, фото, видео) доступна для обучающихся возрастного звена команды |
3 | Слайд НЕ перегружен текстовой информацией |
4 | Наличие фото, видео с участием команды |
5 | Представленные материалы имеют отношение и к донскому казачеству, и к празднику Спасы. |
6 | Наличие казачьих костюмов или атрибутики у участников команды |
7 | Соблюдены методические рекомендации по казачьему компоненту |
8 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок |
9 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
10 | Креативность |
3 блок. “Исполнительские искусства”
Команда представляет видеозарисовки, театрализацию или творческий номер с участием обучающихся о проведении Спасов по традициям донских казаков (можно брать один праздник).
В основе — именно казачьи традиции (а не современное искусство) и казачий фольклор!
Составляющие творческого исполнительского номера:
“Слово” — фольклор, стихотворение, проза и др. литературные произведения о казаках, казачьих традициях проведения праздника, обряда и т.п.
“Казачья песня” — Команда “играет” (исполняет) песню, которая бы ярко характеризовала праздничную атмосферу праздника.
Например: Святки — обрядовая, Масленица — строевая, походная казачья, Пасха -лирическая, Троица — хороводная, Покрова — плясовая, День матери казачки — семейно — бытовая.
“Казачий Танец” — команда представляет танец, наполненный “казачьим” задором и настроением праздника.
Т.е. команда представляет ОДНО видео с ОДНИМ творческим номером.
Видео публикуется на канале YouTube (при загрузке обязательно выбрать “Доступ по ссылке”) и выставляется в на слайде через меню “Вставка” — “Видео” — “Вставить URL” — ссылка — ”выбрать”.
Короткая ссылка на слайд творческого марафона «Праздник к нам приходит» выставляется в Таблицу продвижения в соответствующую ячейку.
№ | Критерий |
1 | Представлен творческий номер, посвященный Спасам или традициям празднования. |
2 | Информация (тексты, фото, видео) доступна для обучающихся возрастного звена команды |
3 | Слайд НЕ перегружен текстовой информацией |
4 | Наличие видео творческого номера с участием команды |
5 | Представленные материалы имеют отношение и к донскому казачеству, и к празднику. |
6 | Наличие казачьих костюмов или атрибутики у участников команды |
7 | Соблюдены методические рекомендации по казачьему компоненту |
8 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок |
9 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
10 | Креативность |
4 блок. “Игровая культура”
Команда представляет описание и видео (с участием команды) народной игры, в которую играли на Спасы или которая каким-то образом связана с символами праздников .
Видео загружается на YouTube (при загрузке обязательно выбрать “Доступ по ссылке”) и выставляется на слайде.
Короткая ссылка на слайд с казачьей игрой выставляется в Таблицу продвижения в ячейку «Игротека».
Наставники команды подбирают пословицу о празднике, его символах, традициях донских казаков, относящиеся к этому празднику.
На сервисе kvestodel.ru (ребусы) или самостоятельно создают ребусы на пословицу или отдельные слова пословицы.
Видеоответ с участием детей педагоги кодируют в QR коде на сервисе QrCoder (т.е. QR код должен переводить на видео, загруженное на YouTube).
Таким образом, на слайде должны быть представлены:
Пословица в ребусах — QR код с видео ответом
Короткая ссылка на слайд выставляется в Таблицу продвижения в ячейку «Лаборатория игр».
Инструкция по созданию ребусов есть на сайте сервиса kvestodel.ru. При создании ребусов выбирайте минимальный уровень сложности.
“Как создать QR код”
Мастер — класс “Мастерим, играя”:
Команда представляет мастер — класс по изготовлению поделок, представляющих символ одного из праздников.
1 слайд — титульный (тема МК, название и эмблема команды, ОО, населенный пункт, баннер проекта), цель, задачи, проблема, пути решения.
2 слайд — МК (последовательное выполнение работы с кратким описанием)
3 слайд — итоговый продукт МК, выводы, результаты.
Важно: не забываем про технику безопасности во время творческой работы, соблюдение авторских прав.
Участие команды (фото, видео) обязательно.
Короткая ссылка на слайд выставляется в Таблицу продвижения в ячейку «Мастер — класс».
Казак, по сути своей, не только воин, он еще и хлебороб. Поэтому важная роль в традиционной культуре современного донского казачества отводится земледелию, ведь донской край богат хлебом и славится своим урожаем по всей России-матушке. Недаром у казаков говориться: “Донская земля дармоедов не кормит”,”Хлебушко — пирогу дедушка”, “Хлеб да вода — казачья еда”…
Участники команды проводят социальную патриотическую акцию “Хлеб всему голова”, посвященную хлебу и труду донских казаков — хлеборобов.
Фотоотчет и краткая информация (где, когда, зачем/почему) о проведении акции публикуется на слайде презентации команды.
Короткая ссылка на слайд выставляется в Таблицу продвижения в ячейку «Акция».
№ | Критерий |
1 | Представлена казачья игра или забава, посвященная Спасам или традициям празднования. |
2 | Информация доступна для обучающихся возрастного звена команды |
3 | Слайд НЕ перегружен текстовой информацией |
4 | Наличие видео исполнения игры с участием команды |
5 | Представленная игра имеет отношение и к донскому казачеству, и к празднику. |
6 | Наличие казачьих костюмов или атрибутики у участников команды |
7 | Соблюдены методические рекомендации по казачьему компоненту |
8 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок в описании игры |
9 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
10 | Креативность |
№ | Критерий |
1 | Представлен ребус, созданный на сервисе kvestodel.ru, и QR код, созданный на сервисе QrCoder |
2 | Информация, представленная в заданиях, доступна для обучающихся возрастного звена команды |
3 | Содержание заданий имеет отношение и к донскому казачеству, и к празднику |
4 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок в описании игры |
5 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
6 | Креативность |
№ | Критерий |
1 | Представлена титульный слайд (тема МК, название и эмблема команды, ОО, населенный пункт, баннер проекта), цель, задачи, проблема, пути решения |
2 | Представлен 2 слайд МК (последовательное выполнение работы с кратким описанием) |
3 | Представлен 3 слайд — итоговый продукт МК, выводы, результаты. |
4 | Информация доступна для обучающихся возрастного звена команды |
5 | Слайды НЕ перегружены текстовой информацией |
6 | Наличие фото, видео с участием команды |
7 | Творческая работа имеет отношение и к донскому казачеству, и к празднику |
8 | Наличие казачьих костюмов или атрибутики у участников команды |
9 | Соблюдены методические рекомендации по казачьему компоненту |
10 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок в описании |
11 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
12 | Имеется информация о соблюдении авторских прав |
13 | Креативность |
№ | Критерий |
1 | Представлен фотоотчет о проведении акции с участием команды |
2 | Представлена краткая информация об акции (что, где, зачем/почему) |
3 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок в описании игры |
4 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
5 | Креативность |
5 блок. “Связь с другими культурами Дона”
“Уникальные десерты кухни народов Дона”
Поиск праздников других народов, проживающих на территории Донского края, застольными традициями которых являются блюда из яблок, меда, орехов, мака, мучные блюда (символы праздников Спасов).
Для представления команда может взять один или несколько продуктов (по желанию).
Фото — видео отчет публикуется на одном слайде в презентации команды.
Короткая ссылка на слайд медиа — гида «В дружбе народов сила страны» выставляется в Таблицу продвижения в ячейку «Медиа — гид».
№ | Критерий |
1 | Представлены исследовательские и творческие материалы о традициях народов Дона, в праздниках которых присутствуют заявленные застольные традициии |
2 | Информация (тексты, фото, видео) доступна для обучающихся возрастного звена команды |
3 | Слайд НЕ перегружен текстовой информацией |
4 | Наличие фото, видео с участием команды |
5 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок |
6 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
7 | Креативность |
3 этап. Рефлексия
Команды составляют синквейны о Спасах и о марафоне
Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:
1 строчка — одно существительное;
2 строчка — два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
3 строчка — три глагола, обозначающие действие существительного;
4 строчка — фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
5 строчка — одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.
Можно сказать, что синквейн — это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
Т. е. в первой строке первого синквейна команды должно быть слово «Троица», во втором — «МАРАФОН» и далее по схеме.
Ссылки на слайд с синквейнами выставляются в Таблице продвижения в ячейку «Синквейны».
Наставники команд заполняют итоговую анкету (ссылка будет доступна в конце марафона в Таблице продвижения).
Наставники команд пишут отзыв о марафоне на доске «Марафон «Троица» (ссылка будет доступна в конце марафона в Таблице продвижения).
№ | Критерии |
1 | Представлен первый синквейн о празднике (первое слово- СПАСЫ) |
2 | Выдержаны все структурные компоненты синквейна |
3 | Представлен второй синквейн о марафоне (первое слово — МАРАФОН) |
4 | Эстетичность оформления, соответствие заявленной теме |
5 | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок |
6 | Присутствует единое тематическое оформление слайда презентации команды в соответствии с темой марафона |
7 | Креативность, оригинальность |
8 | Заполнена итоговая анкета по марафону |
9 | Отзыв о марафоне выставлен на коллективной онлайн доске |